(Выкладываю статью Нила Никандрова «Переворот в Парагвае: чёткий хронометраж, неуловимые снайперы», опубликованную сайтом «Фонда Стратегической Культуры» - http://www.fondsk.ru/news/2012/06/25/perevorot-v-paragvae-hronometrazh-neulovimye-snajpery.html )
«Завершающая стадия операции ЦРУ и Госдепа по смещению Фернандо Луго с поста президента Парагвая началась 16 июня. Во владения латифундиста Бласа Рикелме, близ границы с Бразилией в районе Куругуати, были направлены силы правопорядка, чтобы «выдворить» крестьян, самовольно захвативших участки земли.
Полицейских встретили выстрелами. Первыми жертвами стали шестеро агентов Группы специальных операций (GEO), включая её командира Эрвена Ловеру и его заместителя Санчеса Диаса. Стрельба велась профессионально, с большого расстояния, пулями, пробивавшими бронежилеты. Полицейским, которые имели инструкции по мирному урегулированию проблемы, пришлось открыть ответный огонь. Погибло одиннадцать крестьян, несколько десятков было ранено.
Кровопролитие в Куругуати немедленно стало предметом обсуждения в парламенте. Тезис о том, что президент Луго не справляется со своими обязанностями и не контролирует ситуацию в стране, дружно подхватили депутаты и сенаторы, в большинстве своём избранные от правоцентристских партий. Дистанцировалась от Луго и Либеральная партия, кандидатом которой он был на выборах в 2008 году. В итоге – импичмент. «Парламентский экспресс-переворот» – так обозначили суть заговора против Луго его сторонники.
На подготовку аргументации по защите юридические советники Луго практически не имели времени. Но собирались ли в парламенте принимать во внимание доводы президента? Разумеется, нет. Вердикт Сената был заготовлен заранее и оглашён в соответствии с жёстким графиком процедуры смещения Луго. Вся операция была проведена динамично, «на опережение», без обычных парламентских дискуссий. Причины объяснимы: не дать возможности странам UNASUR провести предварительные консультации и выработать общий план действий в поддержку Луго.
Завершение операции не представило для посольства США в Асунсьоне серьёзной проблемы. Дипломатам и разведчикам ничто не мешало. Парламент, вооружённые силы, полиция Парагвая находились в оппозиции к президенту, руководившему страной лишь теоретически. Неправительственные организации, которые десятилетиями подкармливались на деньги USAID, были готовы выступить с акциями протеста против Луго, если бы это потребовалось. Но обошлось без подключения НПО и «пятой колонны». Переворот в Парагвае, если не считать расстрелянных в Куругуати, - уникальный для спецслужб США образец бескровного свержения «недружественного» руководителя.
Представители UNASUR во главе с генеральным секретарём организации венесуэльцем Али Родригесом прибыли в Асунсьон, встретились с Луго, руководством парламента, присутствовали при “процедуре” импичмента, но повлиять на события не смогли. Делегация UNASUR была встречена парагвайскими сенаторами если не враждебно, то пренебрежительно. Не проявил стойкости сам Луго, который обещал принять личное участие в парламентских слушаниях, но потом предпочёл наблюдать за ними из президентского дворца по телевизору. После объявления вердикта о прекращении президентских полномочий (только четверо сенаторов голосовали против) Луго заявил, что намерен подчиниться, поскольку всегда был “законопослушным политиком”. В значительной степени это решение было вызвано отсутствием у него реальных возможностей для перехвата инициативы: ни “своей” политической партии, ни влиятельного массового движения “популистского типа”. За три года президентства Луго не сумел создать базу народной поддержки. Разрозненные (стихийные) выступления его сторонников в день объявления импичмента были нейтрализованы полицией: водомёты, слезоточивые газы, резиновые пули.
Вице-президент Парагвая Федерико Франко, вступивший в должность главы государства, останется на этом посту вплоть до окончания срока Луго в августе 2013 года. Выборы в Парагвае должны пройти в апреле того же года. Известен кандидат, поддерживаемый Вашингтоном, - это лидер партии Колорадо Орасио Картес, предприниматель, которого, по свидетельству газеты «ABC Color», Департамент по борьбе с наркотиками США (DEA) подозревал в отмывании денег и связях с наркокартелями (имя Картеса упоминается в материалах WikiLeaks). Судя по всему, этот «кандидат» взят под контроль DEA и может стать ещё одним «управляемым» президентом в Латинской Америке.
Если правление Луго было отмечено (умеренной) тенденцией к сближению с «популистами» Южной Америки, то захват власти право-консервативными кругами означает полное подчинение Парагвая диктату США. Без всякого сомнения, “парламентский переворот” в стране ориентирован на дестабилизацию UNASUR, формирование в нем «диссидентского блока», действующего против интересов Бразилии и стран-членов ALBA – Венесуэлы, Эквадора и Боливии. Нельзя забывать и о другом антибразильском «проекте» Вашингтона: Тихоокеанском альянсе с участием Чили - Перу – Колумбии – Мексики.
Генеральный секретарь UNASUR Али Родригес заявил, что смещение Луго является фактом «отступления от конституционности», «скрытым переворотом», и потому многие правительства Латинской Америки не признают Франко в качестве законного главы Парагвая. Президент Бразилии Дилма Руссеф выступила с предложением об исключении Парагвая из UNASUR и MERCOSUR в соответствии с уставными положениями этих организаций об уважении странами-членами демократических принципов правления. По словам Руссеф, «сложная ситуация» в Парагвае даёт все основания для принятия санкций. Аналогичной позиции придерживается Кристина Фернандес де Киршнер: «Только что был осуществлён государственный переворот (в Парагвае). Мы пережили другие подобные попытки, которые обрушились на Эво Моралеса, Рафаэля Корреа и, конечно, на Мануэля Селайю в Гондурасе. Этот переворот является неприемлемым для региона, который, как казалось, окончательно преодолел подобного рода антидемократические проявления. Мы будем действовать в соответствии с решениями всех членов МЕРКОСУР». Президент Эквадора Рафаэль Корреа заявил, что поддерживает предложение Дилмы Руссеф о применении «демократического положения» Устава UNASUR, которое предполагает использование различных мер давления на организаторов антигосударственных переворотов. Среди них: непризнание самозванных правительств, исключение страны-нарушителя из региональной организации, закрытие границы. С похожими заявлениями выступили венесуэлец Уго Чавес, боливиец Эво Моралес, никарагуанец Даниэль Ортега.
Расстрел в Куругуати вряд ли будет объективно и досконально расследован. Кровопролитие было необходимо для «пополнения» списка претензий заговорщиков к Фернандо Луго. Многие аналитики в Латинской Америке проводят параллель между выстрелами в Куругуати и расстрелом демонстрантов у моста Льягуно в Каракасе в апреле 2002 года. Тогда снайперы стреляли без разбора по демонстрантам из оппозиции, по чавистам, просто по случайным прохожим. В кровопролитии обвинили Чавеса. Только потом стали всплывать подробности. С главным разоблачением выступил корреспондент CNN, который записал интервью с группой военных заговорщиков, заранее знавших о снайперском огне и предстоящих жертвах.
В Интернете появилось несколько версий об авторах расстрела в Куругуати. Одна из них приписывает организацию расправы латифундисту Бласу Рикелме. Якобы он «нанял» снайперов, обратившись к друзьям в высших командных кругах армии или полиции. Но почему тогда стреляли по полицейским? Другая версия: провокацию организовали боевики Армии парагвайского народа (EPP), весьма сомнительной организации, созданной полицейской агентурой для нейтрализации потенциальных экстремистов. Именно по этой причине EPP до сих пор действует, несмотря на приглашённых экспертов по антитеррористической борьбе из США и Колумбии.
В публикации Перси Альварадо Годоя на сайте «Раскрывая правду» (Descubriendo Verdades) расправа в Куругуати названа «сфабрикованной постановкой» (montaje fabricado). По его данным, операция готовилась заранее с привлечением спецназовцев США (SEAL), находившихся в Уругвае с миссией по переподготовке военнослужащих из Отряда морских стрелков (Fusna). Ничего удивительного Альварадо Годоя не сообщил: американские граждане со снайперскими винтовками всё чаще попадают в сомнительные истории в странах Латинской Америки. Последние такие случаи были отмечены в Аргентине и Боливии. Для ЦРУ, военной разведки США и DEA cтало обычной практикой привлечение контрактников для проведения спецопераций с использованием оружия.
Можно прогнозировать, что в ближайшие годы «конституционно-мотивированный» метод свержения неугодных президентов, апробированный Империей в Гондурасе и Парагвае, будет активно использоваться для нейтрализации национальных лидеров на континенте. Однако насилия избежать не удастся. В Гондурасе марионеточное правительство Порфирио Лобо пытается сохранить власть с помощью террора, жертвами которого уже стали сотни прогрессивных политиков, журналистов, профсоюзных деятелей, студенческих и индейских активистов. Парагвай ожидают не менее тяжёлые времена.»